В действительности, стратегической задачей советской уголовной доктрины, каковая действует в постсоветской Латвии и по сей день (!), никогда не являлась бессмысленная и невыполнимая задача "перевоспитания преступников". Разработанная и принятая в Хрущевский период, так называемая "теория превентивной социальной изоляции" - определяла основную тактическую задачу: создание условий для возможности максимально длительного содержания в изоляции" категории лиц, имеющим врожденную склонность неуважения к Советскому образу жизни". Лицо, хоть раз совершившее преступление - зачислялось в категорию "лиц с ущербной моралью, обусловленной остаточными проявлениями (пережитками) буржуазного мышления". По отношению к этой категории, приветствовались, как законодательные меры (судебные осуждения за: нарушения паспортного режима, тунеядство, нарушения надзорных требований, злостное нарушение режима тюремного содержания итп), так и практическая линия уголовно-процессуальной поверхностности при рассмотрении дел о рецидивных преступлениях.
Поэтому говорить о «практической реализации» Латвийскими властями задачи перевоспитания преступников попросту смешно. Со времен всемирного потопа, ни одна государственная система такой реальной задачи и не ставила! Реальным государственным практическим курсом уголовной политики – остается задача увеличения срока содержания преступников в изоляции от общества и создание условий тюремного заключения, направленных на психическую и интеллектуальную деградацию личности. Все законодательные новации последних лет, объяснялись вовсе не «ростом гуманизма» работников судебного Министерства Латвии, а только, требованиями Совета Европы и Европейской Комиссии.
Точно так же и последующие изменения Кодекса исполнения наказаний (далее, также – Кодекс) – являются не более чем попыткой демонстрации Европейскому Сообществу: «напряженной работы» по исполнению международных рекомендаций в адрес Латвии.
Однако, последние изменения Кодекса, о которых «оглушительно умалчивают» государственные представители имеют, в отдельных частях, более принципиальный и антиправовой характер. В открытое и вопиющее нарушение Конституционных и международных принципов правосудия, деятельность тюремных администраций по вопросам ужесточения/смягчения и досрочного освобождения осужденных – полностью выведена из сферы судебного контроля! Изменениями Кодекса определено, что решения о смягчении вида наказания, как принципиального условия возможности досрочного освобождения, получили статус внутренних решений тюремного начальства, каковые, отныне - НЕ ПОДЛЕЖАТ НИКАКОЙ ПРОВЕРКЕ! Поэтому, не может быть спора и полемики по поводу публикации (Likumu paradokss: atbrīvošanas laiks pienāk ātrāk nekā tiesības tikt pārvietotam uz atklāta tipa cietumu), поскольку принципиальным условием перевода на открытую тюрьму, либо досрочного освобождения – является нахождение на «высшей ступени режима». А именно это, с 10 марта сего года, будет бесконтрольно решать тюремное начальство. Таким образом, у подавляющей массы заключенных, по сути, законодательно отнята реальная возможность досрочного освобождения, за исключением категории «секретных информаторов» и заключенных, имеющих материальные возможности - на дачу взятки тюремному начальству.
|